Главная » Коррекция осанки

Нарушение осанки упражнения для детей



Нарушения осанки у детей

Неправильная, сколиотическая осанка у ребенка доставляет массу проблем. И не только эстетического характера. Многообразные болезни позвоночника - вот что бывает от плохой осанки. Необходимо принять все меры для решения вопроса «как исправить осанку у ребенка?», в том числе и профилактические.

Как проходит формирование правильной детской осанки?

У новорожденного присутствует изгиб позвоночника в виде выпуклой назад дуги. К первому месяцу жизни он формируется в области шеи, начиная с 6 месяцев — в области грудного отдела позвоночника.

В возрасте 10 месяцев ребенок, как правило, начинает ходить. При этом из-за слабости и тяжести мышц живота в поясничном отделе позвоночного столба образуется небольшой изгиб, который продолжает расти и в дошкольном возрасте. Полностью их формирование к 6 – 7 годам. Изгибы необходимы для сохранения равновесия и эластичности позвоночника при движениях.

В периоды быстрого роста, 5 – 8 и 11 – 12 лет, позвоночник не успевает приспособиться к увеличению длины мышц и костей, поэтому у большинства детей происходит нарушение осанки. Причины искривления осанки у ребенка могут крыться также в неправильном питании или неверной позе в положении «сидя». В этом случае для правильной осанки следует выбрать стул, при котором стопы будут прочно стоять на полу, а ноги согнуты в коленях под оптимальной величиной 45°.

Рекомендуемые упражнения при нарушениях осанки у детей

Физические упражнения для исправления осанки рекомендуются для детей, начиная с 4 – 5 лет.

Выполняются в положении «стоя»:

  1. Руки находятся на поясе. На вдохе - свести лопатки, разведя в стороны локти. На выдохе занять исходное положение.
  2. Руки касаются плеч, ноги в стороны. На выдохе наклониться вперед, не сгибая спины. На вдохе - в исходное положение.
  3. Руки с гимнастической палкой опущены вниз. На выдохе палку поднимают вверх и вперед. На вдохе – в исходное положение.
  4. Гимнастическая палка в опущенных руках. Вытянув руки вперед, присесть с прямой спиной и занять исходное положение.
  5. Палка находится на лопатках. Вытягивая руки с палкой вверх, наклониться вперед. Затем, выпрямиться и вернуть палку на лопатки.

Упражнения для осанки для детей, в положении «лежа на спине»:

  1. Лежа на наклонной плоскости на спине, головой к гимнастической стенке. Руки держатся за рейку. Подтянуть на выдохе согнутые в коленях ноги к животу. На вдохе ноги выпрямить.
  2. Руки вытянуты вдоль тела. Ногами выполнять велосипедные движения.
  3. Руки развести в стороны. Вытянуть вперед руки, одновременно поднимая левую ногу. Коснуться ногой правой руки. Занять исходное положение, а, затем, повторить упражнение с правой ногой, касаясь левой руки.

Положение «лежа на животе»:

  1. Руки разведены в стороны. Приподнять корпус к потолку, прогнув назад грудной отдел позвоночного столба. Затем, занять исходное положение.
  2. Руки должны находиться на поясе. Приподнять корпус вверх с одновременным поднятием правой ноги на вдохе. На выдохе занять исходное положение. Повторить с левой ногой.
  3. Согнутые в локтях руки удерживают на лопатках гимнастическую палку. Приподнять тело, прогнув корпус через палку. Снова занять исходное положение.

Физические упражнения, направленные на выработку правильной осанки у детей, следует выполнять ежедневно, спустя один час после приема пищи либо за час до этого. Продолжительность занятий в неторопливом темпе 30 – 40 минут. Каждое упражнение выполняют 5 раз, постепенно доводя число подходов до 10.

ПРИМЕРНЫЙ КОМПЛЕКС УПРАЖНЕНИЙ ПРИ НАРУШЕНИИ ОСАНКИ У ДЕТЕЙ

Упражнение № 1 Построение, ходьба с движениями рук, ходьба на носках.

Упражнение № 2 И. п. — основное положение. Поднимание прямых рук вверх — вдох, опускание — выдох (3–4 раза). Темп медленный.

Упражнение № 3 И. п. — основная стойка, руки на поясе. Сгибание колена к животу и возвращение в и. п. (3–4 раза каждой ногой).

Упражнение № 4. И. п. — основная стойка, гимнастическая палка в опущенных руках. Поднимание палки вверх — вдох, опускание — выдох (4–5 раз).

Упражнение № 5 И. п. — основная стойка, палка на лопатках. Наклон корпуса вперед с прямой спиной и возвращение в и. п. (5 - 10 раз). При наклоне корпуса — выдох, при выпрямлении — вдох.

Упражнение № 6. И. п.-основная стойка, палка в опущенных руках. Приседание с вытягиванием рук вперед и возвращение в и. п. Спина прямая (5 – 10 раз).

Упражнение № 7. И. п. — основная стойка, руки перед грудью. Разведение рук в стороны ладонями вверх — вдох, возвращение в и. п. — выдох (5 – 10 раз).

Упражнение № 8. И. п. — основная стойка, руки в стороны ладонями вверх. Пружинящее отведение рук назад с возвратом в и.п. (5–10 раз).

Упражнение № 9 И. п. — лежа на спине, на наклонной плоскости, взявшись руками за рейку гимнастической стенки. Подтягивание согнутых ног к животу — выдох, выпрямление — вдох (4 - 5 раз).

Упражнение № 10 И. п. — лежа на животе, на наклонной плоскости, взявшись руками за край (ручки). Попеременное разгибание ног в тазобедренных суставах (4 – 8 раз каждой ногой).

Упражнение № 11 И. п. — лежа на спине, руки вдоль тела ладонями вниз, ноги согнуты в коленных суставах. Поднимание таза с опорой на ладони, плечи, стопы — вдох, возвращение в и. п. выдох (3–5 раз).

Упражнение № 12. И. п. — лежа на спине, руки вдоль тела. Движения ногами, как на велосипеде (10–12 раз).

Упражнение № 13 И. п. — лежа на коврике, на животе; руки вытянуты вперед, опираются на пол. Вытянуться, оттягивая носки ног и вытягивая руки до предела вперед — вдох, расслабить мышцы — выдох (3–5 раз).

Упражнение № 14 И. п. стоя на четвереньках у гимнастической стенки, придерживаясь руками за 2–3-ю рейку. Максимальное отклонение корпуса назад с выпрямлением рук и последующим возвращением в и. п. (3–4 раза).

Упражнение № 15 И. п. — стоя: руки на поясе, на голове мяч (на ватно-марлевой баранке). Полуприседание с вытягиванием рук в сторону (4–5 раз).

Упражнение № 16 И. п. — стоя; руки разведены в стороны, на голове на ватно-марлевой баранке медицинбол (весом 1 кг) или волейбольный мяч. Ходьба на носках.

Упражнение № 17 И. п. – стоя у стены без плинтуса или у гимнастической стенки с правильной осанкой ( касаясь стены лопатками, ягодицами, пятками, руки опущены вдоль туловища). Зафиксировать положение, отойти от стенки, походить по залу, удерживая правильную осанку 3 – 5 минут, вернуться в и.п. проверить правильность осанки.

Упражнение № 18 И. п. — стоя в кругу, взявшись за руки. Вытягивание рук: вверх с одновременным подниманием на носки (4–5 раз).

Упражнение № 19 И. п. — стоя в кругу, взявшись за руки. Полуприседание с прямой спиной (3–4 раза).

Упражнение № 20 И. п. — руки к плечам, ноги на ширине плеч. Вытягивание рук вверх — вдох, возвращение в и. п. — выдох (3–4 раза).

Заключение. Осанка привычная поза непринужденно стоящего человека. Зависит она от формы позвоночника, равномерности развития и тонуса мускулатуры торса.Условия внешней среды (продолжительность и величина нагрузки, положение корпуса при учебных занятиях, работе) и функциональное состояние мускулатуры оказывают определенное влияние на осанку, вызывая ее нарушения или приводя к сколиозу. Сколиоз деформация позвоночника, включающая в себя боковое искривление позвоночника во фронтальной плоскости, сочетающееся с искривлением позвоночника в переднезаднем направлении (в сагиттальной плоскости), с обязательным скручиванием (торсией) позвоночника вокруг вертикальной оси (в горизонтальной плоскости). При статических деформациях позвоночника большое значение имеет комплекс физических воздействий, позволяющих корректировать и стабилизировать деформацию (ЛФК, массаж, водные процедуры, физиотерапия, занятия спортом, специальная разгрузка позвоночника).

РАСКРОЙТЕ СОДЕРЖАНИЕ СЛЕДУЮЩИХ СРЕДСТВ ЛФК: ГИМНАСТИЧЕСКИЕ УПРАЖНЕНИЯ, СПОРТИВНО ПРИКЛАДНЫЕ УПРАЖНЕНИЯ, МАЛОПОДВИЖНЫЕ И СПОРТИВНЫЕ ИГРЫ,Ф ЗИОТЕРАПИЯ, ЕСТЕСТВЕННЫЕ ФАКТОРЫ ПРИРОДЫ, МАССАЖ

studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам

Нарушения осанки у детей

Положение тела, привычное для человека во время ходьбы, стояния или сидения, называют осанкой. У ребенка навыки сохранения правильной осанки формируются по мере взросления, в ходе физического развития и интенсивного роста. Осанка считается правильной, когда изгибы позвоночника выражены равномерно, плечи и лопатки находятся на одном уровне.

Нарушение осанки у детей является проблемой не только эстетического характера. При сутулой спине и запавшей груди у ребенка часто наблюдаются неполадки в системе кровообращения, страдают органы дыхания, пищеварения. В результате возникающей гипоксии снижается сопротивляемость организма к неблагоприятным воздействиям окружающей среды.

Причины нарушения осанки у детей

В большинстве случаев (кроме врожденного сколиоза) ребенок появляется на свет с прямым позвоночником. По мере роста малыша формируются изгибы, которые исполняют роль амортизаторов. Они гасят вибрации, возникающие при движении. Самым первым появляется шейный лордоз (изгиб вперед), затем грудной кифоз и поясничный лордоз. Этот процесс заканчивается примерно к 6-7-летнему возрасту.

Обычно нарушение осанки у детей возникает в периоды активного роста, особенно в 11-13 лет. В это время мышцы и кости быстро удлиняются, и организм не успевает приспособиться к изменившимся размерам тела. Специалисты выделяют нарушения осанки двух видов: в сагиттальной и фронтальной плоскости.

При неправильном соотношении изгибов позвоночника говорят о дефектах осанки в сагиттальной плоскости, в числе которых:

  • Сглаженные позвоночные изгибы или плоская спина;
  • Круглая спина;
  • Плоско-вогнутая спина;
  • Кругло-вогнутая спина;
  • Сутуловатость.

Нарушения осанки у детей во фронтальной плоскости характеризуются несимметричным расположением одной половины туловища относительно другой. При I степени отмечаются практически незаметные дефекты осанки, от которых сам ребенок может избавиться при помощи целенаправленного контроля за положением тела. Более выраженные деформации наблюдаются при II степени, их также можно скорректировать с помощью несложных упражнений. При нарушениях осанки III степени деформацию позвоночника у ребенка невозможно устранить только одной гимнастикой.

Причины нарушения осанки у детей:

  • Неправильное питание и болезни;
  • Слаборазвитая мускулатура спины и живота;
  • Конституционные особенности скелета;
  • Врожденные патологии опорно-двигательного аппарата;
  • Плохое зрение или слух, вынуждающие ребенка принимать неудобную позу;
  • Несоответствие высоты рабочего стола росту ребенка;
  • Слишком мягкий матрас;
  • Неправильно подобранный портфель или сумка.

Родители самостоятельно могут диагностировать нарушение осанки у ребенка. Для этого достаточно понаблюдать, как он стоит, сидит в непринужденной позе или ходит. При правильной осанке лопатки симметричны, плечи развернуты и находятся на одном уровне, походка свободная, ноги ровные.

Профилактика и лечение нарушений осанки у детей

Чаще всего различные дефекты осанки наблюдаются у малоподвижных и ослабленных детей. Основным направлением в коррекции нарушений является укрепление грудных мышц, спины и брюшного пресса, создание работоспособной мышечной системы. Большую роль при этом играет лечебная физкультура, массаж (общий, ортопедический, с элементами ЛФК). Полезны занятия плаванием, танцами, активными видами спорта.

В комплекс лечебно-коррекционных процедур также целесообразно включать занятия на велотренажере, гимнастическом комплексе. В некоторых случаях при лечении нарушений осанки у детей применяется электростимуляция мышц спины, электрофорез, УФО, талассотерапия, индуктотермия. Нередко ребенку назначается ношение корсета для поддержания правильного положения тела.

При правильно организованном лечении обычно удается добиться полного исправления осанки. При серьезных деформациях позвоночника для коррекции может потребоваться хирургическое вмешательство.

Профилактика нарушений осанки у детей состоит в правильной организации распорядка дня, обеспечении полноценного питания. Ребенок должен носить удобную обувь, иметь достаточно пространства для выполнения домашних заданий. Полноценная двигательная активность необходима для выработки у детей привычки сохранять правильную осанку. Поэтому так важно для профилактики нарушений осанки у детей как можно чаще бывать на свежем воздухе, заниматься подвижными играми, гимнастикой и спортом. Малыши, имеющие проблемы с осанкой, должны состоять на учете у детского ортопеда.

Упражнения при нарушениях осанки у детей

Физические упражнения при деформации позвоночника у детей играют важную роль в ее коррекции. Лечебная физкультура способствует общему укреплению организма, улучшает обмен веществ, работу сердечно-сосудистой системы и органов пищеварения.

Комплекс упражнений при нарушениях осанки у детей:

  • В положении стоя взять в руки мяч, ноги на ширине плеч. Поднять руки вверх, сильно вытянуться, подняв голову. Затем положить мяч на грудь, опустить руки. Повторить около 10 раз;
  • Исходное положение то же. Завести руки за спину, согнув в локтях: одну руку сверху, другую снизу мяча. Переложить за спиной мяч из одной руки в другую. Повторить несколько раз;
  • Лежа на спине, поднять прямые ноги, а затем развести их в стороны. Скрестить ноги, не отрывая при этом от пола туловище и руки. Упражнение повторить 8-10 раз;
  • Лечь на живот, положить руки на затылок, локти развести в стороны. Приподнять торс вверх и задержаться в этом положении не менее пяти секунд. Повторить несколько раз;
  • Упражнение «мостик». Выполнять лежа на спине, руки при этом согнуты в локтях. Сильно прогнуться в позвоночнике, опираясь на локти и таз. Повторить 3-4 раза не торопясь.

Во время выполнения упражнений необходимо следить за тем, чтобы дети не задерживали дыхание. Нельзя нагружать ребенка силовыми упражнениями, лучше ограничиться наклонами с гимнастической палкой.

Текст: Ирина Самарина

Источники: http://womanadvice.ru/narusheniya-osanki-u-detey, http://studopedia.ru/8_36954_primerniy-kompleks-uprazhneniy-pri-narushenii-osanki-u-detey.html, http://lady7.net/narushenija-osanki-u-detej.html








Комментариев пока нет!

Поделитесь своим мнением