Главная » Нарушение осанки

Формирование осанки у детей дошкольного возраста



Дошкольный возраст #8212; период формирования осанки. В этом возрасте формирование структуры костей еще не завершено. Скелет ребенка в большей степени состоит хрящевой ткани, кости недостаточно крепкие, в них мало минеральных солей. Мышцы - разгибатели развиты недостаточно, поэтому осанка у детей этого возраста неустойчивая легко нарушается под влиянием неправильного положения тела.

Отчего может нарушиться осанка?

Вот некоторые из многих причин:

1. Мебель, не соответствующая возрасту, особенно когда ребенок долгое время проводит в вынужденной позе. Поэтому либо нужно всегда помнить о соответствии стульев и столов, как в детском саду, так и дома, либо не мешать ребенку больше времени проводить в свободной позе, как это принято во многих зарубежных дошкольных учреждениях и школах.

2. Постоянное придерживание ребенка при ходьбе за одну и ту же руку.

3. Привычка ребенка стоять с опорой на одну и туже ногу.

Правильная ходьба та, при которой масса тела равномерно распределяется на обе ноги (проверка: поставьте ребенка на разные напольные весы, так, чтоб одна нога была на одних весах, другая на других и проверите показания).

О равномерном распределении массы тела можно говорить тогда, когда ступни при ходьбе параллельны. Вот почему воспитание правильной ходьбы #8212; это помещение ребенка в такую ситуацию, когда ноги его окажутся параллельными, например ходьба по узким дорожкам, доскам.

Неправильная поза во время сна, если ребенок спит, поджав ноги к животу, (калачиком) и пр. Неправильная поза при сидении (наклонившись вперед, закинув руки за спину стула, поджав под себя ногу). Спать нужно на твердой постели, на которую ребенок будет опираться костными выступами, но мышцы при этом не должны быть в состоянии постоянного напряжения, поэтому нужен еще мягкий матрац и подушка. Лучше всего, если подушка находится между щекой и плечом, она может быть даже достаточно мягкой, но небольшой. Лучшая поза для сна #8212; на спине, с разведенными в стороны руками, согнутыми в локтевых суставах.

Нарушения осанки чаще всего развивается у малоподвижных, ослабленных детей с плохо развитой мускулатурой, поэтому необходимы гимнастические упражнения для качественного укрепления тех мышц, которые обеспечивают хорошую осанку.

Отклонения в осанке не только не эстетичны, но и неблагоприятно сказываются на положении внутренних органов. Сутулая спина затрудняет нормальные движения грудной клетки, слабые брюшные мышцы тоже не способствуют углублению дыхания. Следствие #8212; меньшее поступление кислорода к тканям. Еще более важна хорошая осанка для девочки как для будущей женщины.

Сидение не отдых, а акт статического напряжения. Дети при сидении, в отличие от взрослых, производят значительную работу (мышечную). Мышцы #8212; разгибатели (особенно если их не укрепляли раньше) еще слабы. Дети от сидения быстро устают и стараются быстрее изменить позу или пойти побегать. Мы, взрослые, часто не понимаем этого и ругаем детей за неусидчивость.

Как облегчить процесс сидения? Что значит правильная посадка?

При правильной посадке бедра находятся под прямым углом к позвоночнику и голеням, подошвы касаются пола всей поверхностью. Плохо, если ноги не достают до пола или сиденье настолько низко, что голени поднимаются выше уровня тазобедренных суставов. Спина должна быть параллельна спинке стула. Если она наклонена вперед, может развиться сутулость, если излишне опирается на спинку стула, это будет способствовать формированию круглой спины.

Кисти и предплечья должны свободно лежать на столе. При такой посадке лопатки хорошо зафиксированы, и ребенок может свободно и глубоко дышать. Очень высокий стол вызывает подъем локтей и компенсаторное искривление позвоночника, при низком столе ребенок сутулится и сгибает туловище вперед. Так что неправильная посадка за столом #8212; это фактор не только неправильной осанки, но и повышенной заболеваемости всех внутренних органов (ОРЗ, атония кишечника).

Что значит стоять для дошкольника?

Стояние, особенно в определенной позе, очень утомительно для ребенка, так как мышцы спины быстро расслабляются, не выдерживая статической нагрузки. Поэтому малыш начинает переступать, пытаясь прислониться к чему-нибудь.

ПОМНИТЕ! Наказывая своего ребенка стоянием в углу, вы наказываете его физически.

Как не пропустить нарушения осанки?

Предупредить всегда легче, чем лечить!

На первых порах нарушения переходящие. Если ребенок, несмотря на все правильные профилактические мероприятия, предпочитает неправильные позы и положения, нужно обратиться к врачу или врачу или врачу ЛФК и строго выполнять его рекомендации. Постоянные напоминания о том, как правильно ходить, ничего не дадут, так как ребенку в этом возрасте нужно повторить одно упражнение от 33 до 68 раз, чтобы понял и воспроизвел точно это движение.

Поэтому здесь на помощь придет гимнастика - специальные тренировочные упражнения, способствующие воспитанию правильной ходьбы, развитию чувства, равновесия, координации движений, формированию стопы и укреплению мышечного корсета спины.

Для воспитания правильной ходьбы и чувства равновесия учите ребенка ходить с параллельными стопами. Это можно делать на дорожках, скамьях, ступеньках, стесанном бревне, начерченных мелом извилистых дорожках. Кромка тротуара #8212; великолепное пособие для этого.

Для воспитания осанки учите ребенка проползать под чем-либо (стул, стол и т.д.).

Формирование правильной осанки у детей дошкольного возраста в процессе реализации Программы дополнительного образования «Береги осанку с детства!»

Формирование правильной осанки у детей дошкольного возраста в процессе реализации Программы дополнительного образования «Береги осанку с детства!»
И.В. Рогожкина,

инструктор по физической культуре

г. Нижневартовска
Одной из оздоровительных задач направления «Физическое развитие» примерной основной общеобразовательной программы дошкольного образования «Радуга», реализуемой в нашем образовательном учреждении (ОУ), является задача формирования и совершенствования правильной осанки у детей дошкольного возраста.

Осанка- привычное положение тела человека во время движения и покоя - формируется с самого раннего детства в процессе роста, развития и воспитания. Это привычная поза человека, которая зависит от формы позвоночника и развития мускулатуры - «опорного корсета».

Виды осанки - правильная, сутулая, лордотическая (круглая спина), кифотическая, выпрямленная (плоская спина), асимметричнная.

Причины нарушения осанки возникают и чаще всего в связи со снижением двигательной активности (ДА) в период интенсивного физического развития ребенка. Заметив изменение осанки необходимо обратить внимание на возможную сопутствующую патологию (нарушение зрения и дыхания, снижение остроты слуха и др.) Коротко остановимся на основных заболеваниях опорно-двигательного аппарата. Сколиоз или сколиотическая болезнь - это боковое искривление позвоночника с обязательной ротацией (поворотом) тел позвонков. При сколиозе даже в начальной стадии наблюдается деформация позвоночника, которая сохраняется независимо от положения ребенка и нагрузки.

Большое влияние на формирование осанки у детей дошкольного возраста оказывает положение позвоночника, состояние нервной системы, генетическая предрасположенность строения и развития опорно-двигательного аппарата.

Позвоночник - это одна из наиболее важных частей костной системы. Функции позвоночника - опорная, защита спинного мозга, амортизация толчков и сотрясений - обеспечиваются благодаря его прочности, эластичности и подвижности.

Позвоночник состоит из следующих отделов: шейного, грудного, поясничного (переходящего в крестец), копчикового - с умеренными физиологическими изгибами, имеющими переднее-заднее направление.

Физиологические изгибы позвоночника у ребенка-дошкольника выражены умеренно. Голова и туловище держатся прямо, плечи на одном уровне и слегка развернуты, живот подтянут, ноги прямые.
В 2008 году в целях реализации национальных проектов «Здоровье» и «Образование» в нашем ДОУ была разработана Программа направленная на сохранение и укрепление здоровья детей « Береги осанку с детства!».

Основная идея Программы заключается в том, что наряду с физическим здоровьем ДОУ призвано формировать у детей систему ценностей, ориентированных на социально-нравственное здоровье, способствовать их самореализации и личностному росту.

Задачи Программы . способствовать формированию правильной осанки, развитию и совершенствованию основных видов движений, воспитанию потребности в здоровом образе жизни. Настоящая Программа приоритетными направлениями своей деятельности определяет сохранение и развитие социально-нравственного, психологического и физического здоровья детей-дошкольников.

Решение поставленных в рамках Программы задач реализуются через открытую модель скоординированной деятельности ряда служб ОУ - медико-социально-психолого-педагогических.

Организационно-управленческое пространство деятельности по Программе представлено лабораторией содействия здоровью, членами которой являются представители администрации, психологи, медицинские работники, инструктор по физической культуре, логопед.

Реализация данной Программы осуществляется по различным направлениям: работа с детьми; работа с педагогами и сотрудниками дошкольного учреждения; работа с родителями (законными представителями) воспитанников посещающих ДОУ. Деятельность в рамках обозначенных направлений Программы реализуется посредством различных современных здоровьесберегающих технологий по физической культуре, включающих в примерную основную программу дошкольного образования «Радуга».

Остановимся на формах и методах работы используемых при реализации Программы.

Физическое здоровье:

  • Программа оздоровительных мероприятий «Мама, папа, я – спортивная семья».

  • Программа оздоровительных мероприятий «Наш спортивный детский сад».

  • Комплекс оздоровительных мероприятий «В здоровом теле – здоровый дух».

  • Кросс «Золотая осень» (в рамках Всероссийского легкоатлетического забега «Кросс Нации»).

  • Соревнования по лыжным гонкам на кубок мэра города Нижневартовска «Лыжня для всех».

  • Губернаторские состязания.

  • Спартакиада для дошкольников ДОУ города (по четырем видам спортивных соревнований).

Психологическое здоровье:

  • Проведение практикумов и лекториев для сотрудников и родителей воспитанников по вопросам посредством работы родительского клуба «Здоровая семья – здоровый ребенок!».

  • Проведение родительских собраний и конференции по вопросам сохранения и укрепления здоровья.

  • Проведение тренингов для педагогов по аспектам причин и способов снятия психо-эмоционального напряжения как у детей так и у взрослых.

  • Оснащение сенсорной комнаты для детей младшего дошкольного возраста.

  • Оснащение «уголков уединения» в групповых комнатах.

  • Приобретение, установка и освоение компьютерных программ для обработке диагностических методик физического развития дошкольников оборудования.

  • Проведение диагностических психологических обследований в рамках мониторинга здоровья.

  • Проведение семинаров для педагогов «Стресс и антистресс», «Психогенная школа», «Основы антистрессовой педагогики», «Оценка и отметка – в чем разница », «Не хочу в детский сад!».

Одной из основных задач Программы стало создание и внедрение в ходе её реализации системы мониторинга эффективности здоровьесберегающей деятельности в образовательном процессе по формированию правильной осанки дошкольников в условиях ДОУ позволяющей определить технологии и методы здоровьесбережения, которые станут эффективными и результативными для участников образовательного процесса.

Общей целью мониторинга является выявление методологических подходов, стратегий деятельности, педагогических технологий по сохранению, развитию и формированию социально-нравственного, психологического и физического здоровья.

При разработке системы мониторинга также соблюдалось триединство понятия здоровья, соответственно и в данной системе представлены психологические, педагогические и медицинские показатели.

- Уровень и гармоничность физического развития.

- Оценка функционального состояния органов и систем.

- Уровень физической подготовленности.

Психологические показатели здоровья:

Формирование правильной осанки у детей

Родители без устали повторяют своим детям, что нужно держать спину прямо и не сутулиться, но, тем не менее статистика утверждает, что один из трех детей, в возрастной категории 7–16 лет, имеет разнообразные нарушения осанки.

Причины нарушения осанки у детей

Причин нарушения осанки у детей дошкольного возраста множество:

  • горбятся во время занятий,
  • выбирается неправильная поза на уроках в классе и дома для выполнения домашних заданий,
  • проведение большей части свободного времени за компьютером ,
  • чересчур нагруженные портфели, вес которых не может превышать 15% от веса самого ребенка.

Сама неправильная осанка болезнью не является, но вот в конечном итоге все это выливается в сколиоз, боли в спине. увеличивается нагрузка на дыхательную и нервную системы, работу сердца.

Задумываться о том, чтобы сформировать у ребенка правильную осанку родителям, нужно задолго до того, как ребенок научится ходить, и самым лучшим временем будут первые месяцы его жизни. Некоторые неопытные и нетерпеливые родители стараются в возрасте 6 месяцев уже учить ребенка сидеть и, усаживая малыша в подушки, с восторгом рассказывают всем окружающим, что их ребенок уже может подолгу сидеть. Но совсем не задумываются о том, что это не ребенок может долго сидеть, а поддерживающая подушка не дает ему упасть, а в это время идет огромная нагрузка на еще несформировавшийся позвоночник, и велик риск его искривления.

Родителям всего лишь нужно сохранить ту правильную осанку, с которой ребенок рождается.

Как проверить осанку без врачей в домашних условиях

Нужно встать и очень плотно прислониться к какой-либо твердой поверхности, это может быть стена или шкаф. Ноги должны быть сомкнуты, взгляд направлен прямо, затылок также должен быть прислонен к шкафу или стене, а руки вытянуты вдоль туловища. Попытаться просунуть ладонь между поясницей и поверхностью, к какой прислонено тело. Если ладошка не пролезает, то можно поздравить обладателя такой спины – осанка отличная.

Упражнения для формирования правильной осанки

  • Ребенок лежит на животе, руки вытянуты перед ним, ноги вместе. Следует поднимать сразу и руки, и ноги вверх, выгибаясь колесом. Упор делается на живот, таз и грудную клетку. Постараться удерживаться в таком положении хотя бы 3 секунды, и можно возвращаться в начальное положение. Выполняется за один раз не менее пяти повторов.
  • Лежа на спине, требуется приподнять ноги на высоту примерно 45 градусов, и выполнять движения, имитирующие езду на велосипеде. «Прокрутить педали» 10 раз и сделать паузу 10 секунд. Количество повтором должно быть не менее 10 за одно занятие.
  • Ребенок лежит на спине, его руки вытянуты вдоль туловища, а ноги соединены вместе. Нужно выполнять упражнение «ножницы». Не торопясь, приподнимать прямые ноги над полом, скрещивать их, и снова разводить в стороны. Выполняется 10 повторов и потом можно отдохнуть. Постепенно доводить до десяти подходов.
  • Следующее упражнение знакомо многим и называется «мостик». Лежа на спине, требуется руки согнуть в локтях, стараться поднимать туловище, опираясь на локти и таз.
  • Ребенок, держа в руках мяч, стоит прямо, ноги в это время находятся на ширине плеч. Вытягивая руки, поднимает их вверх и тянется на носочках за мячом. Далее, кладет мяч на грудную клетку, разводя локти в стороны, и опускает мячик вниз. Требуется выполнять 6 повторов.
  • Исходное положение то же самое, что и в предыдущем упражнении. Ребенок поднимает руки с мячом вверх, взгляд при этом устремлен прямо перед собой. Следует сводить лопатки вместе, а локти разводить в стороны и выполнять наклоны вправо и влево. Количество наклонов может быть от 4 до 7.

Упражнения для исправления осанки

  1. Ребенок встает возле стены без плинтусов. Пятки ягодицы и лопатки должны касаться стенки. Далее, с силой напрячь мышцы спины и рук, поднять разведенные руки до плеч и тыльной стороной ладони скользить по стене. Длительность одного повтора примерно 5–7 секунд. Повторять можно пять раз.
  2. Ребенок стоит возле стены, руки держит на поясе, и локтями, пятками и ягодицами прикасается к стенке. Не отрываясь от стены, плавно и медленно приседает, и точно также, не торопясь поднимается. Для лучшего эффекта упражнение можно выполнять смотря в зеркало. Количество повторов – пять раз.
  3. Ребенок стоит на коленях, упор приходится на ладошки. Требуется поднимать левую ногу и правую руку и потом опускать вниз. Постоянно чередуются ноги и руки. Упражнение выполняется до десяти раз.
  4. Лежа на полу, на животе, нужно приподнимать руки над собой и делать несколько хлопков в ладоши, например, 3–4. Расслабиться и затем повторить 5 раз.

Как и в любом спортивном занятии, тут важна умеренность в нагрузке. Стремясь, из самых лучших побуждений, выполнить максимум упражнений здоровью можно только навредить.

Количество повторов, индивидуальное для каждого ребенка, можно определить следующим способом – к возрасту ребенка прибавить единицу – это и будет та норма для каждого упражнения. Но если ребенок уже старше 14 лет, то тренироваться ему можно до появления усталости.

  • Полезное применение луковой шелухи 

Польза репчатого лука по истине огромна, однако не всем известно, что пользу можно извлечь не только от лукового корнеплода или зелени.

  • Вегетарианская диета для детей 

    Малыши, как известно, привыкают к определенной диете, и любая незнакомая пища вызывает у них подозрение.

    Источники: http://detsad25.spb.ru/posture_formation/, http://shkolnie.ru/pshologiya/140806/index.html, http://simptomy-vs-lechenie.ru/zdorovye-detey/formirovanie-pravilnoy-osanki-u-detey.html








    Комментариев пока нет!

    Поделитесь своим мнением