Главная » Нарушение осанки

Осанка и профилактика ее нарушений



Осанка и профилактика ее нарушений

Развитие опорно-двигательного аппарата лежит в основе осанки – привычного положения тела при сидении, стоянии, ходьбе, которое начинает формироваться с раннего детства. Нормальной, или правильной, считается осанка, характеризующаяся умеренными естественными изгибами позвоночника, расположенными параллельно и симметрично (без выпячивания нижнего края) лопатками, развернутыми плечами, прямыми ногами и нормальными сводами стоп. Она наиболее благоприятна для функционирования двигательного аппарата и внутренних органов.

Неправильная осанка отрицательно сказывается на функциях мышц, суставов, внутренних органов: затрудняется работа сердца, легких, желудочно-кишечного тракта, уменьшается жизненная емкость легких, снижается обмен веществ, появляются головные боли, повышается утомляемость, снижается аппетит; ребенок становится вялым, апатичным, избегает подвижных игр. Признаки неправильной осанки – сутулость, усиление естественных изгибов позвоночника в грудной области (кифотическая осанка) или поясничной области (лордотическая осанка), плоская спина (уплощение естественных изгибов), а также сколиоз – боковое искривление позвоночника (рис. 3.12).

Различают три степени нарушения осанки:

• первая степень – изменен лишь тонус мышц, все дефекты осанки исчезают, когда человек выпрямляется; такое нарушение легко исправляется при систематических занятиях корригирующей гимнастикой;

• вторая степень – изменения появляются в связочном аппарате позвоночника и исправляются лишь при длительных занятиях корригирующей гимнастикой;

• третья степень – присутствуют стойкие изменения в межпозвоночных хрящах и костях позвоночника; такие нарушения с помощью корригирующей гимнастики не восстанавливаются.

Большое внимание на формирование осанки ребенка оказывает состояние его стоп, форма которых зависит главным образом от состояния их мышц и связок. При нормальной форме стопы нога опирается на наружный продольный свод, а внутренний свод работает как рессора, обеспечивая эластичность походки. Если мышцы, поддерживающие нормальный свод стопы, ослабевают, вся нагрузка ложится на связки, которые растягиваются, уменьшая свод стопы. Уплощение стопы влияет не только на ее опорную функцию, но на положение таза и позвоночника, ведет к нарушению осанки, возникновению болей в стопе, икроножных мышцах, коленных суставах и поясничной области. Снижение амортизационной функции свода стопы нередко приводит к головным болям при прыжках и беге.

Появившиеся в детском возрасте отклонения в осанке могут в дальнейшем привести к образованию стойких деформаций костной системы. Чтобы избежать этого, следует с раннего возраста осуществлять профилактические мероприятия, способствующие правильному развитию опорно-двигательного аппарата.

Не рекомендуется сажать и ставить на ножки детей первого года жизни до того, как они сами освоят этот навык; при обучении ходьбе не следует водить ребенка за одну ручку, так как его поза становится асимметричной и может привести к боковому искривлению позвоночника. Маленькие дети не должны стоять и сидеть продолжительное время, ходить на большие расстояния (во время прогулок и экскурсий), переносить тяжести. Чтобы малыши, играя в песок, не сидели подолгу на корточках, песочные ящики следует делать со скамейками и столиками. Мебель, которой пользуются дети, должна соответствовать их росту и пропорциям тела. Надо следить за правильной осанкой детей во время занятий и приема пищи, игры, работы на участке, не следует разрешать им подолгу стоять с опорой на одну йогу. Не рекомендуется использовать для детей мягкие кровати или прогибающиеся раскладушки, одежду, затрудняющую свободные движения.

Современные дети и подростки нередко много времени проводят за письменным столом или компьютером – гиподинамия в сочетании с вынужденной статической позой неблагоприятны для гармоничного развития опорнодвигательной системы и правильной осанки. Поэтому в организации режима дня и занятий ребенка надо достаточно времени уделять физической активности, делать динамические паузы в занятиях, связанных с сидением за столом, строго соблюдать гигиенические требования к организации рабочего места и позе ребенка за столом.

Для профилактики плоскостопия также необходимо контролировать адекватность двигательного режима ребенка его возрастным потребностям, тренировать свод стопы специальными упражнениями, хождением босиком по неровной поверхности, следить за правильным подбором обуви, не допускать избыточного веса.

Если Вы заметили ошибку в тексте выделите слово и нажмите Shift + Enter

Формирование правильной осанки и профилактика её нарушения

инструктор по физическому воспитанию,

мама нашего ученика

Что такое осанка?

Осанка - положение тела, когда человек стоит, сидит или двигается. Человек, имеющий хорошую осанку, всегда выглядит стройным, опрятным и вызывает уважение окружающих. Плечи у него отведены назад, грудь приподнята, спина ровная, голова держится прямо. Обладатель правильной осанки всегда кажется выше ростом. Его походка лёгкая и упругая.

Если осанка нарушена, человек постоянно горбится и втягивает голову в плечи. При этом живот выпирает, а спина искривлена. Создается иллюзия низкорослости и неуклюжести, некоторого стеснения.

Приучать себя к правильной осанке нужно с детства. Если не заботиться об этом специально, человека не спасут ни красивое лицо, ни модная одежда. При плохой осанке трудно быстро бегать и высоко прыгать, даже танцевать.

Чем грозит неправильная осанка?

Правильная осанка - это не только красивая фигура и внешний вид человека. Хорошая осанка - это прежде всего ЗДОРОВЬЕ! Свобода и красота движений, трудостпобность, выносливость.

Напротив, человек, который не обращает внимания на осанку, болеет чаще, страдает от болей в спине, при ходьбе, порой не находит удобной позы для сна. Сутулость приводит к нарушению кровообращения, сдавливанию и смещению внутренних органов. Такие измения вызывают не только неприятные ощущения, а и серьёзные заболевания, такие как сколеоз, плоскостопия.

Хотите почувствовать, что значит неправильная осанка и как с этим жить? Тогда нужно встать к стене, прижаться к ней спиной и пятками. Медленно наклониться вперёд, не сгибая туловища. Появится напряжение мышц спины и ног. Попробуйте наклониться ещё ниже. Почувствуете, как теряете равновесие. Теперь вы можете ощутить на себе, как сложно тому человеку, у которого неправильная осанка, он должен всё время напрягать свои мышцы.

Как следить за осанкой?

Осанка может изменяться в зависмости от возраста ребёнка, человека. Может меняться в течение дня, зависеть от настроения, рода занятий, отношения к спорту.

В семье необходимо стремиться соблюдать распорядок дня и занятий детей.

  • У ребёнка должна быть своя мебель, соответствующая его росту (стул, стол, кровать).
  • Когда ребёнок сидит за столом, ступни должны полностью касаться пола, ноги согнуты в коленях под прямым углом, обе руки опирались на стол при письме. Можно откинуться на спинку стула, но нельзя наклоняться низко над столом.
  • Не рекомендуется детям спать на кровати с прогибающейся сеткой, лучше приучать ребёнка спать на спине.
  • Обратите внимание, что спать калачиком на боку с высокой подушкой нельзя! Это провоцирует развитие сколиоза.
  • Следите за походкой ребёнка. Не следует широко шагать и сильно размахивать руками, разводить носки в стороны, шаркать пятками, горбиться и раскачиваться. Такая ходьба увеличивает напряжение мышц и вызывает быстрое утомление.

Упражнения для правильной осанки

Эти упражнеия позволяют научиться правильно держать тело. Выполнять их нужно с предметом на голове стоя у стены или в движении. Таким предметом может стать книга, но она плохо держиться на голове, падает, вызывает дискомфорт. Можно сшить мешочек и наполнить его крупой, песком. Подойдёт и такой вариант: полиэтиленовый пакет размером 20х20 см плотно наполнить бумагой, лоскутками ткани, равномерно распределить содержимое. Вес такого пакета (подушечки) не должен превышать 100 г.

Упражнения с предметом на голове, стоя у стены , нужно выполнять, касаясь её затылком, лопатками и пятками, втянув живот. Старться как можно дольше удерживаться в этом положении, не отклоняясь от стены.

Приседания из положения стоя, руки вверх. Присед - руки вперёд. Вернуться в исходное положение.

Быстрые движения руками вверх, вниз, в стороны.

Подтягивание рками ноги, согнутой в колене к животу.

Упражнения с предметом на голове в движении

Приседания из положения, стоя на коленях. Отвести руки назад, вернуться в исходное положение.

Перешагнуть через мяч, повернуться к нему лицом, повторить упражение.

Подниматься на скамейку (ступеньку) и опускаться с неё.

Упражнения на укрепление мышц

Эти упражнения достаточно сложны, вызывают усталость, выполняются стоя, лёжа, сидя на полу, при ходьбе. Но ведь хорошая осанка стоит наших стараний и труда!

Подпрыгивая на носках, выполнить хлопок за спиной (на каждый прыжок), до усталости. Перейти на ходьбу, не забывая об осанке.

Сидя на полу, упереться руками за спиной. Спина прямая. Поднять правую ногу, перенести её влево, коснувшись пола. Аналогично другой ногой. Дыхание равномерное, осанка безупречная!

Сидя на полу, упереться руками за спиной. Ноги приподнять, удерживая их на весу, скрещивать, как в упражнении ножницы .

Лёжа на полу, ноги выпрямить и развести в стороны. Попеременно поднимать то правую, то левую ноги.


Вернуться к началу документа

Вы можете сохранить статью и поделиться с друзьями:

Профилактика её нарушения.

К сожалению, различные нарушения осанки встречаются у детей дошкольного возраста довольно часто. Развитие скелета дошкольника ещё не завершено. Во многом он состоит из хрящевой ткани. Этим обусловлены дальнейший рост и в то же время сравнительная мягкость, податливость костей, что грозит нарушением осанки при неправильном положении тела, отягощении весом и т.д. Особую опасность неправильная поза представляет для малоподвижных детей, т.к. мышцы, удерживающие тело в вертикальном положении, не получают у них должного развития.

Естественно, что проблема формирования осанки относится к важнейшим задачам физического воспитания ребенка дошкольного возраста. Однако физическое воспитание – не единственный фактор, влияющий на осанку. Осанка зависит и от общего состояния скелета, суставно-связочного аппарата, степени развития мышечной системы.

Осанка – привычное положение тела ребенка. Она развивается в процессе индивидуального становления на основе наследственных факторов и под воздействием воспитания. Наследственные факторы могут обусловливать сходные варианты осанки у родителей и детей, предрасположенность к определенному виду нарушений осанки. В тоже время условия физического воспитания дают возможность не только сформировать соответствующую эстетическим и физическим требованиям осанну ребенка, но и исправить её нарушения.

Мы всегда говорим о правильной осанки, используя слова «стой прямо», «выпрямься». Говоря это, мы не забываем, что при правильной осанке голова и туловище держатся прямо, плечи несколько отведены назад, грудная клетка выступает вперед, а живот подтянут, в поясничной части небольшой изгиб вперед, ноги выпрямлены.

Если ребенок не правильно держит тело, его грудная клетка постепенно суживается, делается плоской, углы лопаток начинают торчать, как крылья, отходят от позвоночника, спина горбится, живот выпячивается вперед. Начинает искривляться и позвоночник, возникает боковой изгиб его (сколиоз) или сутулость. Всё это вредит здоровью, т.к. затрудняет работу сердца и легких, ребенок слабеет, чаще начинает болеть.

Важно следить за правильным положением тела ребенка не только во время его сидения, ходьбы и различных игр, но и во время сна (правильно ли он лежит в постели).

В комплексе упражнений, содействующих формированию и укреплению правильной осанки входят упражнения типа потягивания, прогибания и выгибания


спины, наклоны и повороты туловища и упражнения статического характера на сохранение правильной осанки.
ОРУ на формирование правильной осанки с предметом на голове.


В одной сказке жила-была принцесса и вот что она думала о себе:

  • Я принцесса из далёкой сказки. (Мешочек на голове, руки на поясе)

Посмотрите, как я хороша. (Отводить плечи назад)

  • У меня прекрасная осанка. (Мешочек на голове, руки на поясе)

И улыбка радостью светла. (Отводить плечи назад. Прогибая спину, отводить ногу назад на носок)

  • Я смогу подняться на носочки. (Вставать на носки)

  • Руки в стороны я разведу. (Руки в стороны – за голову)

  • Вот мешочек, он с секретом, я его сейчас вам покажу. (Мешочек в руке, повороты в стороны)

  • Помогает мне он быть красивой.(Мешочек на голове, повороты в стороны, руки в стороны)

  • Гибкой, стройной, быть всегда могу.(Сгибать ногу в колене, мешочек на голове)

  • Поклониться я могу так низко. (Мешочек в руках за головой. Наклоны вниз, мешочком достать пол)

  • Гордо, словно цапля постою.(Мешочек на голове. Стоять то на одной, то на другой ноге)

ОРУ на формирование правильной осанки у вертикальной плоскости «Буратино»

Ребёнок должен представить, что он Буратино, висящий на стене. Карабас-Барабас повесил его за пояс на гвоздик. Но разве Буратино согласиться спокойно висеть на стене? Надоело ему висеть и он решил размяться.

И.п. – основная стойка у стены, касаясь ее затылком, спиной, ягодицами, пятками.

1)Поднять руки через стороны вверх и обратно.

2)Поднять согнутую ногу в колене, затем вытянуть ее вперед, затем согнуть и в исходное положение.

3)Встать на носки, руки в стороны.

4)Вытянуть правую руку в сторону, согнуть левую ногу. Сохранить равновесие.

5)Поднять согнутую в колене ногу, захватить ее руками. Не отрываться от стены.

6)Мелкими шашками, не отрывая пятки от стены поставить ноги на ширине плеч. Делать наклоны в стороны, не отрываясь от стены.

Инструктор по физической культуре:

Будкина Маргарита Ивановна

Источники: http://studme.org/1832060426882/meditsina/osanka_profilaktika_narusheniy, http://www.elena-kuzmina.ru/formirovanie-pravilnoj-osanki-i-profilaktika-eyo-narusheniya.html, http://migha.ru/formirovanie-pravilenoj-osanki-profilaktika-ee-narusheniya.html








Комментариев пока нет!

Поделитесь своим мнением