Главная » Нарушение осанки

Упражнения для детей для формирования правильной осанки



Упражнения для формирования правильной осанки у детей

О санка формируется в процессе роста и развития ребенка при удержании головы, освоении движений в ползании, приобретении умения сидеть, стоять, ходить.

У детей дошкольного возраста наблюдаются различные нарушения осанки: крыловидные лопатки; усиление грудного кифоза (сутулость, круглая спина) и поясничного лордоза; плоская спина; осанка с асимметричной установкой плечевого пояса.

Отдельные виды нарушений осанки могут сочетаться, например: кругло-вогнутая спина (усилен грудной кифоз и поясничный лордоз) с сутулостью (крыловидные лопатки). Усиление поясничного лордоза может возникнуть при врожденном вывихе бедер, контрактуре в тазобедренных суставах. Нормальный физиологический изгиб позвоночника может усилиться, вызвав нарушение осанки по типу сутулости (общее усиление изгиба сзади) или круглой спины (кифоз в грудном отделе). Для сутулости характерен общий наклон туловища и головы вперед, сглажен поясничный лордоз, слабость мышц плечевого пояса, мышц спины, нарушено дыхание вследствие сужения грудной клетки.

На усиление кифоза может оказать отрицательное воздействие статическая нагрузка в положении стоя и сидя, неправильная поза во время сна. Педагогические и медицинские работники, родители должны исключить возможность нарушения осанки у детей, соблюдать гигиенические правила сна, занятий за столом соответствующей высоты, достаточное освещение при рисовании, письме, лепке и т. п.

Профилактическое воздействие оказывают мероприятия, способствующие нормализации процессов роста и развития ослабленного детского организма после перенесенных заболеваний, у детей с функциональной недостаточностью сердечно-сосудистой, дыхательной, пищеварительной, эндокринной и других систем. Под влиянием физических упражнений мышцы укрепляются, формируется мышечный корсет, улучшаются функции опорно-двигательного аппарата.

Закаливающие процедуры, физкультурные занятия, утренняя гимнастика, плавание, физкультурные минутки и паузы, самостоятельная двигательная деятельность позволяют сформировать у дошкольников потребность в систематических занятиях физическими упражнениями. В условиях дошкольного учреждения все формы физкультурно-оздоровительной и лечебно-профилактической работы оказывают существенное влияние на организм детей. Важную роль играет правильное построение и содержание физкультурных занятий.

При наличии нарушений в состоянии опорно-двигательного аппарата необходим комплекс дополнительных мероприятий и специальных упражнений в виде лечебной физкультуры, массажа, корригирующей гимнастики, физиопроцедур, упражнений на гибкость, растягивание со статическим и динамическим напряжением, элементы восточных оздоровительных систем, дыхательные упражнения.

Для каждого ребенка упражнения подбираются с учетом индивидуальных отклонений. Детям с сутулой и круглой спиной полезно выполнять наклоны назад с локализацией движения в грудном отделе позвоночника из исходных положений, способствующих его разгрузке (лежа на животе, спине, стоя в упоре на коленях).

При лордозе для укрепления мышц живота выполняют упражнения из исходного положения лежа на спине, попеременно поднимая прямые ноги и переходя в положение сидя; для укрепления ягодичных мышц — разгибание ног в тазобедренных суставах лежа на животе и стоя. При сглаженности физиологических изгибов позвоночника повышают сократительную способность мышц спины и живота.

Для формирования представления о правильной осанке выполняют следующие упражнения:

  • Стоя у стены, поднимать руки вперед, вверх, в стороны, приседать.
  • Отвести гимнастическую палку вверх, ногу назад на носок.
  • Ходить по гимнастической скамейке на носках с различными положениями рук, с мешочком на голове (150—200 г).
  • Из положения лежа на животе разгибать и сгибать руки, прогибаясь.
  • Лазать по гимнастической стенке, выполняя висы.
  • Приседать с грузом на голове у вертикальной опоры, касаясь ее лопатками и затылком.
  • Из положения лежа на спине поднимать и опускать прямые ноги.
  • Поднимать и опускать туловище в этом же положении.

Упражнения различают по сложности выполнения, динамичности (активные и пассивные) и упражнения в парах.

Упражнения для формирования правильной осанки у детей

Осанка формируется в процессе роста и развития ребенка при удержании головы, освоении движений в ползании, приобретении умения сидеть, стоять, ходить. У детей дошкольного возраста наблюдаются различные нарушения осанки: крыловидные лопатки; усиление грудного кифоза (сутулость, круглая спина) и поясничного лордоза; плоская спина; осанка с асимметричной установкой плечевого пояса. Отдельные виды нарушений осанки могут сочетаться, например: кругло-вогнутая [ ]

  • Упражнения для формирования правильной осанки у детей

    Осанка - основной показатель физического развития

    Автор: Грачёва Марина Сергеевна, учитель физической культуры МБОУ «СОШ №3», г. Братск, Иркутской области.
    Назначение: осанка является одним из свойств телесной красоты. Предложенные специальные упражнения необходимо применять для формирования правильной осанки на уроках физической культуры для детей 5-6 классов.
    Данные упражнения могут быть полезны учителям физической культуры, педагогам дополнительного образования, работникам летних лагерей, физоргам в детских садах.
    Описание: данные упражнения применяются как в подготовительной части урока, так и в основной. Для контроля правильной осанки упражнения рекомендуется применять с детского сада и во всех классах.
    Цель: формирование у школьников правильной осанки
    Задачи:
    1. Приобретение детьми привычки держать тело прямо;
    2. Научить контролировать свою осанку;
    3. Научить детей определять правильность осанки.

    Осанка выражается внешне в привычной для каждого человека манере сохранять вертикальное положение тела. У человека, имеющего правильную осанку, спина прямая, плечи расположены на одном уровне и слегка отведены назад, живот втянут, грудь расправлена, подбородок приподнят.
    Формирование осанки, ее закрепление и совершенствование предусматривается в числе важных задач физического воспитания, особенно в детском саду.
    Для формирования правильной осанки необходимо развивать мышцы всего тела, акцентируя внимание на развитие статической силы мышц спины, брюшного пресса и плечевого пояса, а также подвижности позвоночника. Для того, чтобы сформировать у занимающихся навык правильной осанки, прежде всего, необходимо научить их принимать позу правильной осанки.
    Чтобы осанка была правильная, следует начать с приобретения привычки держать тело прямо:
    1. Сидеть за партой прямо, слегка наклонив голову вперёд;
    2. Носить портфель за спиной, а не на одном плече;
    3. Неся портфель, периодически перекладывать её из руки в руку;
    4. Спать на достаточно жесткой постели и плоской подушке.

    Одно из упражнений на ощущение правильной осанки:
    Встать спиной к стенке так, чтобы затылок, лопатки, ягодичные мышцы и пятки касались стены. Запомнить положение частей тела, отойти от стены, сохраняя положение.

    Упражнения для формирования правильной осанки

    Упражнения у стены:


    Выполняя упражнения у стены, надо не только сохранять исходное положение, но и, что важно, стараться его запомнить.
    Воспитание привычки правильно держать голову и тело помогает балансирование небольшим грузом, положенным на голову. Выполняя упражнения с предметом на голове необходимо запоминать правильное положение тела во время передвижения. Если положение тела неправильное, то во время действий предмет, лежащий на голове, упадет.


    Фиксировать позвоночник в правильном положении и контролировать эту позу помогают упражнения с гимнастическими палками:


    На осанку детей отрицательно влияет недостаточное, а иногда слабое и просто аномальное развитие сводов стопы, ее уплощение. Для укрепления стопы и поддерживающих ее своды мышц применяются упражнения в ходьбе на носках; на наружной стороне стопы; по канату; по гимнастическим палкам; лазанье и передвижение по гимнастической стенке; переносить, захватив пальцами ног, мелкие предметы; катать малые мячи стопой.


    Для профилактики нарушений осанки необходимо выполнять 2-3 упражнения у стены, 2-3 – с предметом на голове, в движении, а также выполнять упражнения для профилактики плоскостопия.
    Каждый ребенок, подобрав себе комплекс ОРУ должен делать каждое утро зарядку, включив эти упражнения, всё в наших руках.
    БУДЬТЕ ЗДОРОВЫ.

    Рекомендуем посмотреть:

    Конспект урока по физической культуре для 2 класса Конспект урока физической культуры для 6 класса. Основные элементы работы с мячом по мини-футболу Конспект урока по физкультуре во 2 классе школы 8 вида Из опыта работы учителя физической культуры. Ученики и физкультура

    Комплексы специальных упражнений для формирования осанки у детей 6-7 лет

    Непосредственно образовательная деятельность по физической культуре в дошкольном учреждении в подготовительной группе

    «Комплексы специальных упражнений для формирования осанки у детей 6-7 лет»

    воспитатель по физической культуре

    Сучкова Оксана Викторовна

    Функциональные нарушения осанки являются одним из самых распространенных отклонений в скелетно-мышечной системе у современных детей старшего дошкольного возраста.

    Нарушение осанки в детском возрасте в определенной степени связано с целым рядом анатомических и функциональных особенностей опорно-двигательного аппарата, в том числе и позвоночника. Формирование позвоночного столба и его функциональное совершенствование занимают весьма длительный период онтогенеза, заканчиваясь к 20-22 годам. Нарушения осанки отрицательно влияют на организм растущего ребенка, оказывают неблагоприятное воздействие на условия функционирования внутренних органов, создают условия для проявления других патологических факторов.

    По данным разных авторов, до 60% случаев нарушение осанки приводит к формированию стойких деформаций опорно-двигательного аппарата.

    Установлено так же, что дефекты осанки сочетаются с нарушениями физического развития и двигательной функции, функционального состояния сердечнососудистой и дыхательной систем, работоспособности ребенка.

    Несмотря на большое число публикаций по изучению дефектов осанки и способов ее коррекции, существует необходимость в продолжение исследований по ряду нерешенных вопросов. Сюда относится профилактика и коррекция нарушений осанки, прежде всего, у старших дошкольников.

    По свидетельству многих специалистов в этом возрасте нарушения осанки наиболее часто возникают и усугубляются по причине неодновременного развития мышечной системы, костного и связочно-суставного аппаратов ребенка. В то же время, воспитание правильной осанки у детей, в основном, проблема педагогическая, как и формирование у них всех жизненно необходимых навыков.

    Положение усугубляется отсутствием у большинства детей с ослабленным здоровьем необходимого интереса к физической культуре. Нередко такие дети пассивны на занятиях, они не в состоянии выполнять элементарные упражнения, избегают физических нагрузок, не проявляют настойчивости в достижении результатов, необходимых для оптимального функционирования всех систем организма.

    В связи с этим, по-прежнему важной остается задача активизации их физической активности, что вызывает необходимость совершенствования процесса физического воспитания детей, отнесенных по состоянию здоровья, физическому развитию и физической подготовленности к специальной медицинской группе, разработки и внедрения новых подходов и технологии работы с ними.

    Одним из перспективных направлений оптимизации системы физического воспитания детей, имеющих нарушения осанки, является разработка методики проведения занятий по физической культуре, их физического развития.

    Разработаны 6 комплексов специальных упражнений, направленных на коррекцию (сутулость, кифоз, плоскостопие) и формирование осанки у детей старшего дошкольного возраста, а также методика их применения на физкультурных занятиях в дошкольном образовательном учреждении. Предлагаем следующие практические рекомендации по формированию осанки у детей путем использования специально направленных упражнений:

    Коррекционные упражнения рекомендуется подбирать исходя из этиологии и патогенеза дефекта осанки.

    Все корригирующие мероприятия применять строго в соответствии с видом и степенью развития нарушения осанки.

    При составлении комплекса корригирующей гимнастики учитывать возраст и подготовленность занимающихся.

    Методику коррекционно-оздоровительных упражнений разрабатывать и применять в соответствии с тем или иным видом нарушения осанки.

    Дозировку специальных упражнений можно варьировать исходя из самочувствия, возраста и подготовленности занимающегося.

    Рекомендуется включать в комплексы упражнения на равновесие, ходьбу, бег, прыжки, ползание, лазание.

    В комплексы корригирующей гимнастики включены симметричные корригирующие упражнения, упражнения в равновесии, расслаблении, растягивании, упражнения для увеличения подвижности позвоночника, гимнастические упражнения для укрепления мышц спины, брюшного пресса, боковых мышц туловища, упражнения, формирующие навык правильной осанки, дыхательные и собственно гимнастические упражнения коррекционного характера, а также упражнения из различных исходных положений (лежа, сидя, стоя на коленях) и с использованием всевозможных предметов и пособий (гантели, мешочки с песком, гимнастическая лестница, скамейка и др.).

    Кроме того, в конце комплекса использовали подвижную игру с движениями для закрепления правильного положения осанки

    1 Обучать умению управлять своим телом, за счет четкой ориентации в пространстве и обогащать двигательную культуру детей.

    2.Укреплять мышцы спины ,брюшного пресса, боковых мышц туловища, увеличивать подвижность позвоночника.

    3. Формировать навык правильной осанки, закреплять правильное положение осанки, восстановление нарушений статики.

    4. Уменьшать статическую нагрузку на позвоночник, увеличивать силовую выносливость мышц туловища, повышать мобильность опорно-двигательного аппарата в целом.

    5.Укрепление свода стопы, повышать моторную плотность и эмоциональный фон занятия и в некоторых случаях специально корригирующие.

    4.Привлечение дошкольников к систематическим занятиям физкультурой.

    5.Пропаганда здорового образа жизни.

    Форма проведения занятия:

    продолжительность занятия 30 минут.

    Спортивно-музыкальный зал ГБОУ детский сад №2389

    Оборудование:гантели, мешочки с песком, гимнастическая стенка, скамейка, гимнастическая палка и др.

    Схема распределения комплексов упражнений, направленных на формирование правильной осанки у детей на непосредственно образовательной деятельности по физ-ре

    Источники: http://vscolu.ru/articles/uprazhneniya-dlya-formirovaniya-pravilnoj-osanki-u-detej.html, http://kladraz.ru/blogs/15695/osanka-osnovnoi-pokazatel-fizicheskogo-razvitija.html, http://sundekor.ru/kursovaya-2/kompleksy-spetcialnykh-uprazhnenii-dlia-formirovaniia-osanki-u-detei-67-let/








    Комментариев пока нет!

    Поделитесь своим мнением